«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас.» (Матф.7,6.)

Христос называет Своё учение тайнами царствия Божьего. Он говорит своим ученикам, что им дано знать тайны Царства Небесного, а другим людям не дано. (Матф.13,11.) И воздерживался от прямого раскрытия этих тайн перед людьми, без помощи притчей. Далее, разъясняя тайны Царства своим ученикам, Он говорит, что Царство Небесное подобно «сокровищу, скрытому на поле.» Которое нашёл человек, утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то»; (Матф.13,44.) «купцу ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её». (Матф.13,45,46.)

Мы дети Божьи обладаем великим богатством Царством Божьим, которое внутри нас есть. (Лук.17,21) Оно образно сравнивается со святыней, сокровищем, драгоценной жемчужиной. К сожалению, мы сами иногда порой не сознаём, на сколько драгоценно то,  что мы имеем. Павел утверждает, что мы нищи, но многих обогащаем (2Кор.6,10.) и что сокровище это мы носим в глиняных сосудах. (2Кор.4,7.)

Господь, говорит, не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями. Другими словами не всем открывайте доверчиво свои сердца, проповедуя тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытою святым Его. (Кол.1,26.)  То есть нам уверовавшим в Господа Иисуса Христа.

Когда Господь был в Иерусалиме на празднике Пасхи, Он совершил там много чудес и многие  уверовали во имя Его, т. е.  видели в Нём Миссию и хотели образовать общину с Его именем. Но Господь хорошо знал всех этих верующих  и написано, что Он не вверял Себя им. (Иоанн, 2,24.)  Не доверял твёрдости их веры. Он знал и вообще всякого встречного человека.

Больше всех в своей жизни я пострадал именно от тех людей, по отношению к которым,  без разбору был слишком доверчив, открыт и буквально во всём совершенно искренним. Порой эти люди даже кажутся хорошими друзьями  но, к сожалению, в последствии оказываются самыми  коварными врагами. Так и Давид говорит, о скорби, которую он испытал от подобных  людей, от тех, кого называл своими друзьями и за кого искренно молился во время болезни их, но когда он притыкался, они радовались, собирались и поносили его. Как он говорит, не знаю за что. (Пс.34, 13-15) Так и в знаменитом пророческом 21 псалме Давид говорил, псы окружили меня.

 Нужно ли быть открытым, или же совершенно закрытым, в общение с людьми, братьями и сёстрами уверовавшими в Иисуса Христа? Несомненно, то, что для искреннего общения в Господе мы должны быть открыты друг для друга, как и Христос в общение со своими учениками.  Это возможно лишь при исполнение заповеди Христа «Не судите». Не может быть истинного общения в Иисусе Христе и молитвы, если мы будем совершенно закрыты друг для друга. Но Господь, жалея нас, призывает нас быть разборчивыми в общение.

Так и в другом месте говорится, будьте мудры как змеи и просты как голуби. (Матф.10,16.) Слово - мудры, греческое  φρονιμος здесь обозначает благоразумие относительно своей собственной безопасности. Здесь ссылка на действительную или мнимую осторожность или хитрость змеи во время опасности.  Напрасно змеям приписывается агрессивное поведение. Я два года служил в армии, в Азербайджане и довольно часто мы ходили по пустыни, жили  в ней, в тех местах, которые особенно славились ядовитыми змеями, но ни разу ни одна змея не встретилась мне на моём пути. Хотя признаков их присутствия было действительно очень много, то  есть их сброшенные кожи. Змея, чуя приближение человека или стада овец, (опасности) удаляется в безопасное место.

Голубь же когда ему грозит опасность от копчика или ястреба, спасается очень просто тем, что поднимается в небо выше своего врага и часами может парить в высоте. Слово просты, греческое άχεραιος значит «несмешанный», «чистый» в смысле быть чистыми сердцем, не сообразуемыми с этим миром, лишь в этом случае мы можем действительно быть выше духом и не допустить того, чтобы сатана сумел вложить в наше сердце греховную мысль. Образом этого слова может послужить 72 псалом.  Если сатане всё же удаётся обольстить верующего человека, вложить в его сердце греховную мысль, то верующий действительно можем оказаться в опасности, во власти своих врагов и лишиться Божьей защиты.

Но вернёмся к нашему тексту.

Очень много толков по поводу этого места в Священном Писании. Вопросы задаются такого характера. Что разуметь под святыней и жемчугом? И кого под псами и свиньями? Многие толкователи вдавались в глубокие исследования этого стиха. Но к согласию можно прийти с теми, кто считает под святыней и жемчугом, как мы и рассуждали - тайны Божьего Царства. А под псами и свиньями просто бесстыдных людей.

Верующие, в сердцах которых горит Божий огонь нести весть спасения, наверняка, сталкивались с людьми, которые относились к их словам кощунственно и бесстыдно. Они ни только не нуждались в благой вести, но оказались глупы на столько, что уподобились свиньям. Им всё равно, что у них под ногами, грязь или жемчуг. Так говорит и великий педагог Ян Омос Коменский. Что люди своим разумением должны были бы равняться с ангелами. Но у большинство так глупы, что наряду со зверями не знают того, что знать особенно необходимо.

Некоторые толкователи усердно думали, что подразумевать под святыней. И одни из таковых утверждают, что перевод неточен и речь идёт  о серьге, но смысл остаётся прежний, навряд ли псу нужна серьга. Более того в Талмуде есть выражение, «серьга в свином рыле» это означает нечто совершенно нелепое, несовместимое и неуместное. И есть такое утверждение, что первоначально фраза могла вполне выглядеть так. Не давайте серег собакам, не бросайте жемчуга вашего перед свиньями. Но смысл остаётся прежним.

Мне самому ни раз приходилось сталкиваться с подобными людьми. И конечно, дух сильно возмущается, когда ругаются над тем, что для тебя так дорого. Мы дети Божьи должны быть по наставлению нашего Господа всё же внимательны к тому, кому мы благовествуем Евангелие, и уже из первых слов исходящих из уст человека понимать, кто он есть на самом деле. К тому же и Дух Святой свидетельствует нам об этом.

Ещё один вопрос возникает при исследование этого стиха. Есть ли здесь, какая либо связь с предыдущим отрывком.

В предшествующих стихах Христос учит нас воздерживаться от излишек в суждениях и строгого суда, видя проступки своих ближних. Рассматриваемый нами стих,  напротив, указывает на рассудочную слабость людей. Когда без всяких рассуждений и опасений, с полною снисходительностью, не обращая никакого внимания на различные характеры, дают людям то, чего они не могут принять по своей злобе и по своему характеру. Таким образом, внутренняя связь заключается в обозначение разницы между фанатической чёрствостью и нравственной слабостью в обращении со святыней.

Некоторые богословы усматривают и внешнюю связь. Которая заключается в том, что по отношению к брату, Спаситель, как бы говорит: «Ты можешь относиться грубо или лицемерно. Заботиться о его исправлении. В то время, как ты должен по своей Любви к нему, преподавать только Святыню. Но по отношению к другим людям, которых ты не можешь назвать своими братьями и не можешь вести себя с ними, как с братьями, ты не лицемеришь. А преподаёшь истинно  Святыню. Действительно, как точно замечено, бывает брат судит, осуждает брата своего, и в тоже время благовествует Евангелие грешникам. Господь осуждает это лицемерие, вряд ли такой благовестник добьётся успеха в этом.

Да благословит вас Господь дорогие друзья обогатиться мудростью и познанием слова Божьего. Истинно научиться Евангелию.

 

Церковь «Побуждение» г.Челябинск.  Валерий Антюфеев.



Hosted by uCoz